DSC00697.JPG
музей корабля ВАСА, Стокгольм..В 17м веке шведские товарищи для устрашения прочих товарищей построили суперкорабль, прямо-таки "Ямато" своего времени - галеон (а фактически, линкор) "Васа". Прекрасный корабль с дорогой отделкой, призванный устрашать и восхищать. Однако при его конструировании и при постройке были допущены некоторые просчеты, в результате чего во время своего первого плавания корабль, не пройдя и одной мили, после бокового порыва ветра лег на бок и быстро затонул на глубине около 30 метров. При этом погибло около 40 человек, в основом знатные женщины, которые были приглашены на это замечательное событие - первый выход корабля. Матросики и почти все мужчины, включая достаточно пожилого (но как оказалось, не по годам резвого) адмирала и командира корабля спаслись. Командира сильно огрело люком орудийного порта, в результате чего он несколько дней был при смерти (однако непосредственно после травмы выплыл). Самое интересное, что в результате разборок, учиненных по этому поводу королем Густавом, никто наказан не был. Король сам прекрасно помнил, как он настаивал на том, чтобы для увеличения ходкости корпус корабля был заужен, и не слушал доводов про потерю остойчивости. Главный конструктор при этом даже расширил корабль на 40 см, несмотря на возможный королевский гнев. Случись такое в России в те времена, то и зеваки с берега поехали бы в Сибирь с выдранными ноздрями. Виноват был бы кто угодно кроме царя, даже если бы царь во время постройки рубил головы за лишние 40 см ширины. Вот такая она, демократия, вот такие они, права человека - нужно много лет для того, чтобы они прижились в обществе. С этим кораблем также связано первое реальное применение водолазного колокола при подъеме пушек (бешеной по тем временам ценности). В 1961 году корабль был поднят. В 1990 году был открыт этот музей.